Основная стратегическая цель развития образования городского округа «город Якутск» - обеспечение качества и доступности дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей.
Тема школы: «Развитие качества образования через совершенствование профессиональной компетентности учителей в условиях средней школы».
Задачи по учебной и методической работе:
v обеспечение конституционных прав граждан на получение образования;
v обеспечение доступности общего образования;
v предоставление обучающимся максимальных возможностей для их качественного образования и развития;
v обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов, учитывая индивидуально-личностные особенности учащихся;
v совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов – новаторов и творчески работающих учителей города и республики;
v повышение профессионального уровня педагогов;
v содействие научно – исследовательской деятельности педагогов на основе доступных и понятных ему методик;
v обновление и совершенствование знаний в области учебной деятельности;
v совершенствование деятельности по организации и содействию творческой, активной, самостоятельной работы учащихся в учебное и внеурочное время (в технической, спортивной, научно- исследовательской и других видах деятельности);
v выявление, обобщение и внедрение передового и педагогического опыта учителей;
v формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно–воспитательной деятельности.
Анализ работы МО учителей начальных классов
Руководитель МО – Николаева Мария Егоровна, учитель начальных классов высшей категории.
1. Характеристика методической работы
Проведена большая работа по разработке основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 1. Основная образовательная программа начального общего образования адаптирована в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Школа 2100» (Николаева М.Е., Баишева А.Н.), в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение. Кроме этого были составлены календарно-тематические планы по всем предметам в 1 классах в связи с введением ФГОС.
Изучена литература: Воронцов В.Б. «Проектные задачи», «Организация учебного процесса».
Традиционными видами УМР являются предметные декады, недели, интеллектуальные игры, дни открытых дверей, участие в конкурсах, олимпиадах, проектах. МО учителей начальных классов проведены недели и декады, подготовлены отчеты по мероприятиям:
· неделя предметов гуманитарного цикла и иностранных языков;
· декада математики, физики, информатики (МИФ);
· неделя родного языка;
· неделя окружающего мира.
·
2. Анализ работы МО с указанием самого существенного, ценного опыта
Тема МО: «Использование различных систем начального обучения (развивающей и традиционной) в условиях образовательного учреждения как условие индивидуализации и дифференциации обучения»
Цель деятельности МО: Cоздание условий для повышения профессионального уровня учителей начальных классов и организации образовательного процесса в начальной школе, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья младших школьников, сохранение и развитие их индивидуальности, формирование готовности к саморазвитию.
Задачи МО:
- Организация внеурочной в соответствии деятельности учащихся с ФГОС второго поколения.
- Качественное освоение системы Л.В. Занкова, УМК «Школа 2100», УМК «Школы России», комплексно решающих задачи модернизации начального образования.
- Создание условий для реализации личностных качеств каждого ученика.
- Предоставление оптимальных возможностей для всестороннего развития учащихся, раскрытие их способностей и реализация индивидуальных творческих запросов, независимо от способностей.
- Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
- Акцентирование внимание на повышение уровня самообразования каждого учителя.
- Изучение, обобщение, пропаганда и распространение опыта учителей начальных классов по всем направлениям учебно –воспитательного процесса.
Основные направления деятельности МО:
1. Информационное обеспечение. Работа с документами.
1.1. Составление календарно-тематических программ по предметам, кружкам.
1.2. Составление текстов олимпиадных работ
1.3. Подготовка и выбор тестовых работ для итогового контроля
1.4. Знакомство с новинками методической литературой.
2. Содержание образования.
Повышение квалификации.
Внутришкольный контроль:
Утверждение рабочих программ;
Тестирование по проверке знаний учащихся 1-4 классов
Диагностика учащихся 1-го класса
Проведение и анализ итогового контроля по предметам
Работа с учащимися:
Организация и проведение предметных олимпиад
Организация и проведение предметных недель начальных классов
Организация и проведение муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсов
Организация и проведение школьного этапа конкурса исследовательских работ «Мир вокруг меня»
Система организации методической работы:
Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся.
Взаимное посещение уроков.
Проведение открытых уроков учителей МО.
В течение года проведено 4 заседания МО учителей начальных классов. Основные темы заседаний были направлены на обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения младших школьников, связанных с введением ФГОС: «Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения», «Система оценки учебных достижений учащихся», «Развитие системы УУД, обеспечивающих школьников умением учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию», «Особенности организации внеурочной деятельности учащихся по ФГОС». Огромное внимание было направлено на изучение документов, материалов по внедрению ФГОС в школе. В течение года учителями разработана образовательная программа начального обучения в соответствии со стандартом второго поколения. Создана база контрольных материалов, способствующих изучению эффективности педагогической деятельности (для 1 классов). Учителя первых классов провели комплексные итоговые работы на соответствие общеучебных умений и навыков учащихся стандартам нового поколения.
Учебный план в основном выполнен, учебные программы пройдены. Из-за актированных и праздничных дней потеряно много уроков, но за счет уплотнения программы, все программы осуществлены в полной мере. В конце учебного года все 201 ученика (2-4 классы, 1 классы – безотметочное обучение) успевают. При 100 % успеваемости % качества составляет 71,6 %, т.е. 19 отличников и 104 хорошиста учебы. Можно сделать вывод о положительной динамике успеваемости учащихся начальных классов.
Характеристика кадрового потенциала
0-5 лет - 0
6-15 лет- 2
15-25 лет - 1
Свыше 25 лет – 4
По образованию:
Высшее – 7
Звания:
Отличник по молодежной политике -1
Категория:
Высшая-4
Первая -3
Аттестация педагогических работников
Аттестацию на высшую квалификационную категорию прошёл 1 учитель:
1 Николаева М.Е. – повышение
Аттестацию на первую квалификационную категорию прошёл 1 учитель:
2 Сивцева М.Е. - подтверждение
Составлен график прохождения аттестации педработников школы.
Проводится работа с аттестуемыми учителями (3 учителя) по прохождению аттестации по новой форме.
Проведение открытых уроков:
Проведены 9 открытых уроков по математике. Анализ затруднений педагогов по предмету (опираясь на результаты обучения учащихся по предмету: по итогам срезовых, диагностических работ, по итогам тестов): следует поработать над отработкой новых форм учебных занятий и технологий, иметь в виду изменение содержания курса с внедрением ФГОС.
Роль МО в руководстве самообразованием учителей, пути оказания помощи всем категориям учителей, формы работы, её результаты.
Учителя начальных классов в течение всего учебного года работали над темами по самообразованию: изучали публикации, делились своими наработками, выступали с докладами на заседаниях МО, педсоветах, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия, посещали уроки своих коллег.
Акцентировали внимание на повышение уровня самообразования каждого учителя.
1. Давыдова М.П., Кузьмина А.А. выступили на педагогическом совете школы по теме самообразования «Совершенствование каллиграфических навыков у младших школьников», Колодезникова Л.Н. – по теме «Работа с родителями».
2. Николаева М.Е. выступила на заседании МО классных руководителей с темой «Диагностика воспитательного процесса», Корякина Л.А. - с темой «Совместная проектная деятельность», Давыдова М.П., Корякина Л.А. – с темой «Пионеры ХХI века».
3. Давыдова М.П. и Кузьмина А.А.выходили с творческим представлением рабочих тетрадей по письму №1 - №5 в Министерство образования РС(Я) для одобрения на издательство.
4. Николаева М.Е., Баишева А.Н., Давыдова М.П., Корякина Л.А. участвовали на педагогическом форуме учителей начальных классов.
Анализ работы с одаренными детьми
Совершенствование системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу ведется планово.
Формирование базы данных учащихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.
|
Организация продуктивной образовательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
|
Подбор учебно-методических комплектов по темам, с материалами, систематизированными «по ученику», для использования в режиме индивидуального обучения.
|
Использование технологий личностно ориентированного обучения в арсенале учителя.
|
Организация и подготовка практикумов, проектов и внеурочной деятельности по предметам.
|
Создание условий для работы с одаренными детьми и подготовки их к конкурсам.
|
Подготовка учащихся к городским конкурсам проектно-исследовательских работ школьников.
|
Подготовка и проведение школьного тура предметных олимпиад.
|
Создание условий для работы с мотивированными (одаренными) детьми и подготовки их к конкурсам.
|
Из года в год учащиеся начальных классов занимают призовые места на Всероссийский олимпиаде школьников по многим предметам.
Это свидетельствует о кропотливой, системной, планомерной работе учителей, применяющих в своей деятельности многолетний опыт и различные педагогические технологии, формы и методы обучения.
По организации учебно-познавательной деятельности учащихся проводятся предметные недели и декады, интеллектуальные игры, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, ведется информатизация образования.
Внеклассная работа по предмету
Традиционным становится привлечение детей к различным конкурсам, играм, олимпиадам, конференциям, чтениям, исследовательским работам, проектам различного уровня. При этом наши учащиеся показывают хорошие результаты и становятся победителями и призерами.
Оптимальный способ выявления и поддержки одаренных детей - организация и проведение школьных предметных олимпиад, выход лучших на городской этап. На школьном смотре «Параде звёзд», победителями номинаций стали:
1. «Отличники» - Петрова Мария (2б класс), Наумова Алина, Петров Олег, Кычкина Беата, Зоркальцев Саша (3а класс), Кириллина Виктория, Попова Таня, Петрова Саина, Софронов Байдам (3б класс), Карпов Костя, Эверстова Нария (4а класс), Охлопкова Настя (4б класс), Аммосов Иван, Наумов Влад, Иванова Никлаида, Афанасьев Семён (4в класс).
2. «Интеллектуал года» - Прокопьева Туйаара, Осипова Виктория (1б класс), Кузьмина Александра, Лукашевич Дима (3а класс), Фёдоров Александр, Томский Юра, Михайлов Артём (3б класс), Габышев Роман (4а класс), Постников Алёша (4б класс), Васильев Эдуард (4в класс).
3. «За успехи в искусстве» - Белостоцкая Анна, Филиппова Валентина (1а класс), Баишева Кристина (1б класс), Еремеева Мичийэ, Фёдоров Владимир (2б класс), Алексеева Анастасия, Дорофеева Даяна, Павлова Дайаана, Иванова Юлия, Готовцева Юлия, Саввинова Диана, Турантаева Анна (3б класс), Иванова Аня (4в класс).
4. «За успехи в спорте» -Туркебаева Алия (1а класс), Егоров Айтал (1б класс), Занина Анна (3а класс), Цикора Ангелина (4а класс), Гурьева Мира (4б класс), Каратаев Толя (4в класс).
Углубление знаний позволили достигнуть определенных успехов в различных олимпиадах и конкурсах:
· Национальная олимпиада «Знанием победишь!»
· Международная олимпиада «Кенгуру» по математике
· Международный игровой конкурс «British bulldog»
· Международная олимпиада « Золотое руно» по МХК
· Республиканская дистанционная олимпиада по математике
Работали кружки:
1а класс (классный руководитель Баишева А.Н.)
Кружки «Хочу знать», «Познай себя», «Оригами», «ОБЖ», «Занимательная математика», «Весёлая грамматика», Краеведение».
1б класс (классный руководитель Николаева М.Е.)
Кружки «Математический калейдоскоп», «Развивайка», «Тыл оонньуута», Юный исследователь», «Шашки», «Тропинка к своему я», «ОбЖ».
2б класс (классный руководитель Сивцева М.Е.)
«Юный корреспондент»
3а класс (классный руководитель Давыдова М.П.)
«Юный математик»
3б класс (классный руководитель Корякина Л.А.)
«Занимательная математика»
4б класс (Колодезникова Л.Н.)
«Человек и его здоровье»
4в класс (Кузьмина А.А.)
«Юный математик»
Анализ работы по начальной школе
По итогам 2011/2012 учебного года по всем учебным предметам программа выполнена полностью. Учителя начальных классов тщательно проанализировали результаты своей педагогической деятельности, выявили положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания. Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи отслеживания роста ученика при помощи мониторинга.
Исходя из задач, которые стоят перед школой на современном этапе, МО учителей начальных классов решило продолжить работать в 2011-2012 учебном году по теме: «Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы при переходе к стандартам нового поколения. ФГОС – стандарт второго поколения».
Цель: создать условия, способствующие повышению педагогического мастерства по формированию у школьников ключевых компетенций при постепенном переходе к стандартам нового поколения.
Задачи:
Повысить квалификацию педагогов по проблемам:
- переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности обучающихся):
- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
- произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы;
- накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
- освоить технологию создания компетентностно – ориентированных заданий;
- внедрить в процесс обучения мониторинг процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника;
- совершенствовать формы работы с одаренными учащимися;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
- использовать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся.
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО – Бурцева Антонина Афанасьевна, учитель английского языка высшей категории.
1. Характеристика методической темы
«Повышение качества преподавания гуманитарных дисциплин путём совершенствования профессионального мастерства, компетентности учителей с применением новых информационных и педагогических технологий».
Цель: Практическое исследование темы школы в форме проведения семинаров – практикумов, открытых уроков, мастер-классов, внеклассных мероприятий.
Задачи:
- Обеспечение доступного общего образования;
- Предоставление учащимся максимальных возможностей для их качественного образования и развития;
-Обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов, учитывая индивидуально-личностные особенности учащихся;
-Повышение профессионального уровня педагогов посредством обновления и совершенствования знаний в области учебной деятельности;
- Выявление, обобщение и внедрение передового и педагогического опыта учителей;
- Формирование навыков анализа передового и педагогического опыта учителей;
- Формирование навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности.
Результаты работы по изучению ППО
Учителя методобъединения гуманитарного цикла активно участвовали в разных семинарах, форумах, конференциях и конкурсах городского, регионального и российского уровней.
1. Распространение опыта на II педагогическом Форуме «Образование столицы в рамках национальных проектов» (февраль):
а) в виде творческого отчёта проведении уроков мастерских:
- Сергеева Т.В. - «Уроки-мастерские ценностных ориентаций как технология личностного саморазвития учащихся на уроках литературы» (диплом);
- Бурцева А.А. - «Преподавание английского языка в новых информационных условиях» (сертификат качества);
б) в виде проектной работы:
- Данилова Г.К. – «Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках английского языка» (сертификат качества);
- Герасимова Л.П. – «Использование ИКТ на уроках английского языка»(сертификат качества);
- Тейшану И. Ф. – «Нумизматика – хобби учителя» (сертификат качества).
2. Распространение опыта на IV Республиканской научно-практической конференции педагогов «Кочневские чтения - 2011» (декабрь):
- Бурцева А.А. «Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции» (диплом III степени).
3. Распространение опыта на заочной республиканской научно-практической конференции «Современные подходы в обучении иностранным языкам» (кафедра иностранных языков Ассоциации учителей английского языка сельских школ) (ноябрь):
- Бурцева А.А. «Дистанционная форма обучения – современная технология в обучении иностранным языкам» (сертификат);
- Фёдорова М.М. «Проектная методика в обучении английскому языку» (сертификат).
4. Распространение опыта во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Филология и образование: от Ломоносова до наших дней», посвященной 300-летию М.В. Ломоносова.
- Стурова Л.В. (сертификат).
5. Распространение опыта на Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (сентябрь):
- Сергеева Т.В. «Артпедагогика в системе развития личности ребёнка и его творческого самовыражения» (лауреат конкурса в области педагогики в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» на республиканском уровне).
6. Распространение опыта на Всероссийском конкурсе педагогов «Образовательный потенциал России» (февраль):
- Стурова Л.В. «Обучение работе с орфографическим словарём при изучении раздело грамматики и орфографии» (диплом II cтепени);
- Бурцева А.А. «Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции» (Диплом лауреата I степени в номинации «Методические разработки по предметам»).
7. Участие в Интернет-холдинге «Электронные образовательные ресурсы «Первое сентября в программе «Современные образовательные технологии в практической профессиональной деятельности педагога»:
- Герасимова Л.П. (сертификат по ИКТ-компетентности).
2. Анализ работы МО
· Работа с учителями
- Индивидуальные беседы с учителями (даны рекомендации, советы, предложения молодым учителям).
- Совещания МО.
- Круглый стол о преемственности.
- Посещение уроков молодых учителей Фёдоровой М.М., Фёдоровой А.Н., а также вновь прибывшего учителя Герасимовой Л.П.
- Проверка введения тетрадей (словари, рабочие тетради, тетради контрольных работ и другие).
- Проведение недели гуманитарного цикла.
· Участие в городских предметных семинарах
- Посещение семинаров учителей английского языка:
1. «Итоги 2010-2011уч. год»;
2. «Подготовка к сдаче ЕГЭ по английскому языку»;
3. «Использование ИКТ на уроках иностранного языка»;
4. «Компетентностный подход в обучении английскому языку"
- Посещение семинаров учителей русского языка и литературы
- Посещение городских семинаров учителей истории и обществознания:
1. «Романовские чтения» в ГКГ ;
2. НПСОШ №2 «Дебаты как способ развития коммуникативности и политической грамотности»;
3. Семинар «Молодые педагоги в условиях внедрения ФГОС»;
4. Семинар «Компетентностный подход в педагогической деятельности»
- Посещение городских семинаров учителей якутского языка
Семинар – учитель якутского языка Никитина И. Е.
· Публикации
9 публикаций разного уровня:
-Республиканский журнал «Народное образование»- Бурцева А.А.
-Республиканский сборник учителей английского языка «Современные подходы к обучению иностранного языка в школе» - Фёдорова М.М., Бурцева А.А.
-Всероссийский конкурс педагогов «Образовательный потенциал России» - Стурова Л.В., Бурцева А.А.
-Международный педагогический форум - Стурова Л.В., Бурцева А.А.
· Работа по преемственности
- Посещение уроков 4-х классов учителями предметниками.
- Знакомство с методикой преподавания начальных классов.
- Знакомство с учащимися 4-х классов.
- Совместная работа с учителями начальных классов.
· Открытые уроки и внеклассные мероприятия
1. Открытые уроки для общественности в День открытых дверей в рамках юбилейных мероприятий:
- Фёдорова А.Н. «Односоставные предложения» 8а класс;
- Данилова Г.К. « Классный альбом» 3б класс;
- Бурцева А.А. «Мы – друзья» 2б класс;
- Стурова Л.В. « А. Грин «Алые паруса» 7а класс
2. Открытые уроки и мероприятия недели Гуманитарного цикла.
Бурцева А.А. - открытый урок по английскому языку 5а класс;
Фёдорова М.М., Бурцева А.А., Герасимова Л.П. - викторины по английскому языку «Знаешь ли ты Великобританию?» (8-9 классы);
Стурова Л.В. - викторины по литературе для 5-х классов;
Фёдорова А.Н. - викторина для 5-х классов по русскому языку и литературе;
Сергеева Т.В. - викторина по русскому языку и литературе для 6-х классов;
Тейшану И.Ф. – викторина по праву для 11 класса;
Кочнева Л.И. – конкурс «Знатоки русского языка» 11 класс;
Наумова В.Д.- викторина по обществознанию 8-е классы
· Декада гуманитарного цикла
- конкурсы английских песен, инсценировок, стенгазет;
- олимпиады;
- дебаты;
- викторины,
- радиопередача
Школьное юбилейное мероприятие:
- публикации, юбилейный концерт,
- открытые уроки в дни открытых дверей и др.
· Научно-практические конференции, конкурсы
- Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее».
I тур – 6 уч-ся (учителя Фёдорова М.М., Тейшану И.Ф.,Фёдорова А.Н., Бурцева А.А.)
II тур – 2 ученика:
1.Решетникова Чарина (8 класс) «Образ человека в рубаях Омара Хайяма» (диплом III степени, руководитель Фёдорова А.Н.)
2. Батенская Альбина (11 класс) «Сравнительный анализ учебников по истории России за 6 класс» (руководитель Тейшану И.Ф.)
- РНПК «Кочневские чтения»
Федорова Настя (9 класс) «Участие женщин в органах власти РС (Я)». Данная работа была опубликована в сборнике, посвященном данной конференции (диплом IV степени)
- Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» (356 участников).
- Всероссийский конкурс «British Bulldog» (215 участников).
Список занявших 1-е места в школе по «British Bulldog»:
Петров С. (3 класс) Постников А. (4 класс)
Семёнова В. (5 класс) Седалищева К. (5 класс)
Ситникова В. (5 класс) Куприянов К. (6 класс)
Давыдова А. (7 класс) Хорошилова М. (8 класс)
Захарова И. (9 класс) Ермолаева В. (9класс)
Мохов Т. (10 класс) Батенская А. (11 класс)
- Российская олимпиада по английскому языку «Снейл» (5 -7 классы):
Баранова Н., Семёнов Л., Елизаров Р., Фёдоров К., Щукин А. (сертификаты Российского уровня);
В число 10-ки по России вошли Семёнов Л. и Фёдоров К.
· Олимпиады
Активное участие в школьных, городских олимпиадах по предметам:
- по английскому языку 3 учащихся (городская олимпиада для старшеклассников);
- по русскому языку 4 учащихся (городская олимпиада для старшеклассников);
- по истории и право 2 учащихся (городская олимпиада для старшеклассников).
Активное участие в городской олимпиаде для учащихся 5-8 классов
- по английскому языку: более 20-ти учащихся.
|